В Италии Аваков был задержан и готовился к экстрадиции, однако успел купить себе проходное место в списке «Батькивщины» на парламентских выборах 2012 года, после чего с победным триумфом вернулся в Украину. «Антинародный режим» не стал лишать его мандата и отправлять в СИЗО, так что Аваков смог спокойно дождаться второго Майдана. После которого он не только сел в кресло главы МВД, но и вернул себе большую часть газовых скважин через суды, признавшие их продажу в 2011 году недействительными. А уже скоро сын министра внутренних дел прогремел в коррупционном скандале с рюкзаками…

Аваков снова бежит?

С 2014 года Кернес публично как бы конфликтовал с Аваковым, и даже обвинил в организации покушения на себя. Но всё это походило на большой спектакль для электората, как и «борьба» за переименование проспекта Жукова. В реальности в Харькове с мая 2014 года почти ничего не происходило – если не считать снова памятника Ленину ордой горланящих «патриотов», среди которых были сын Авакова и его кореш Артур Товмасян (ныне посаженный в кресло главы облсовета).

Полная тишина была и в кулуарах: харьковскую правящую элиту никто не трогал, ей позволили еще дважды переизбрать Кернеса мэром (в 2015 и 2020) и спокойно заниматься своим бизнесом. Ходили даже слухи, что Аваков лично организовал им «ментовскую крышу» (возможно, отсюда и его заявления о том, что Харьков это «ментовской» город). Спокойно зевала от скуки и оппозиция (Рабинович, Фельдман). Единственно, старательно раскручиваемого Евгения Мураева затем так же быстро «утопили» - есть мнение, что это было условием дальнейшего спокойного существования бывших регионалов. Точно так же Кернесу позволили играть в «конструктивного оппозиционера» киевскому режиму с условием, что он не будет выходить за рамки бытовых вопросов Харькова. По сути, его партия «Успешный Харьков» как раз соответствует этим условиям, не контактируя ни с ОПЗЖ, ни даже с так и не состоявшейся «партией мэров».

Вместе с этим, в избирательный список «Блока Кернеса» были включены люди Авакова (Игорь Котвицкий и др.), да и нынешний вице-мэр Терехов когда-то был компаньоном Арсена Борисовича и его замом во времена губернаторства. У Котвицкого и Терехова тоже есть общий бизнес: табачные киоски «Кисет». Таким образом, люди Авакова уже берут под свой контроль власть и в городе, и в области, при этом стараясь пока не нарушать баланс союзов и договоренностей харьковских кланов. Это и есть тот самый «тихий захват», который может увенчаться избранием новым мэром человека Авакова или даже…его самого.

Действительно, ситуация в Украине становится всё более нестабильной – и ходуном ходит именно центральная власть. Так что, какими бы ухищрениями ни удерживался в своем кресле Аваков, он может из него вылететь. И что тогда – снова в Италию? Даже в самом лучшем случае обычной отставки, Авакову придется вернуться домой, потому что в Киеве у него нет «корней», они все в Харькове. Но он не хочет возвращаться простым оппозиционным олигархом, он хочет быть очень значимой для города фигурой.

Тут есть важный нюанс: Аваков всегда был силен только там, где его окружали слабые фигуры, или когда он сам имел сильную «крышу». Скажем, когда он создавал свою бизнес-империю, то пользовался поддержкой мэров и губернаторов, а потом сам возглавил область, найдя поддержку в Киеве. Кто покровительствует Авакову-министру, рассказывают разное. Но если он потеряет свою должность, то значит, этого покровительства уже не будет. А в Харькове он сможет вновь укрепиться только в одном случае – если у него будут свои люди в избранных органах власти. А еще лучше, если он сам сядет в кресло мэра.

В любом случае, Авакову нужно выиграть досрочные выборы городского головы – если не самому, то подобрать какую-то надежную проходную кандидатуру и обеспечить ей победу. Но проблема для него не только в том, что с надежными людьми в Харькове всегда было напряженно. Дело ещё в том, что хотя Харьков и является родиной «Азова» и «Нацкорпуса», город был остается в своем большинстве «ватным». Что уже дважды играло против Авакова: в 2006-м, когда вместо его компаньона Шумилкина был избран Добкин, и в 2010-м, когда вместо самого Авакова выбрали Кернеса. На выборах 2015 и 2020 года подавляющее большинство харьковчан тоже голосовали не за «патриотических» кандидатов.

Конечно, эпоха Кернеса закончилась, и его электорат теперь с огромной вероятностью расползется. Но к кому? Понятно, что не к Авакову, за которым теперь надолго, практически навечно закрепился имидж одной из ключевых фигур «постмайданной хунты». А голосов «проукраинского» электората города ему едва хватит, чтобы набрать 20%. В такой ситуации у Авакова только два выхода: либо сделать ставку на Терехова под видом преемника Кернеса и поскорее легализовать его в качестве нового мэра, либо на следующих выборах баллотироваться самому и максимально раздробить своих оппонентов, пытаясь выиграть с минимальным перевесом.

Первый вариант имеет больше шансов: под Терехова можно собрать хотя бы часть электората Кернеса, к тому же оставаясь пока что главой МВД, Аваков имеет вес и возможности несравненно большие, чем если бы он баллотировался сам и уже в качестве экс-министра. Так он хотя бы может сейчас обещать свою «крышу» одним и пугать последствиями других! Но с другой стороны, если потом Аваков всё-таки отправится в отставку, он станет не страшным и бесполезным для харьковских кланов, и тот же Терехов может уйти от него во второй раз. Это игра вслепую, без четких гарантий. А тем временем становится всё сложнее делать какие-либо прогнозы не только по Харькову, но и по Украине в целом.

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале